Книги, которые мне запомнились за последний год или два:
"Девочки", Эмма Клайн - история 14-летней девочки, которая ходила-ходила по краю и немножко все-таки сорвалась. Конец 60-х, Калифорния, хиппи, коммуны и мечты о счастье для всех людей, которые, как и все абстрактные идеалы, становятся жестоким оружием в руках одних и ломают жизни других. Ну и девочки, конечно. Девочки, которые мечтают, теряются и убивают.
"Юные годы медбрата Паровозова", Алексей Моторов - при хорошем раскладе обычный человек не попадает в реанимацию ни разу в жизни, но посмотреть, что там творится, ужасно интересно. Понятно, что место, где круглые сутки люди находятся на грани между двумя мирами, не может не притягивать трагедии и мистику, не может не менять тех, кто там работает. Медбрат Паровозов, отработавший в 80-х в московской реанимации пять лет (и пять раз проваливший экзамены в медицинский университет) умудрился написать об этом легко, остроумно и без чернухи.
"Калечина-Малечина", Евгения Некрасова - тяжелая история, которая притворяется детской книгой. 10-летняя Катя постоянно слышит, что она "не удалась" и сама начинает в это верить. Что-то вроде "Мелкого беса" для самых мелких, но здесь Недотыкомка находит себе положительного героя и вселяет в нас надежду.
"Обращение в слух", Антон Понизовский - каждый журналист, к сожалению, мечтает написать книгу. Понизовский так и сделал, собрав простые биографические рассказы работников московского рынка и скроив из них художественный текст, в котором его альтер-эго - наивный и интеллигентный до отвращения студент-филолог - в швейцарских горах пытается расшифровать загадочную русскую душу. Получилось удивительно хорошо, особенно про Достоевского, злых Белявских и такой близкий каждому внутренний шовинизм, когда делишь собственный народ на несколько сортов и никуда не можешь от этого деться.
"Эйлин", Отесса Мошфег - начитавшись рецензий про неприятную натуралистичность книги, про отвращение к собственному телу и темное нутро маленького человека, не могла не прочесть и саму книгу. История о том, о чем все молчат. Действительно, похожая на очень хладнокровное препарирование какого-то отталикивающего и вместе с тем жалкого существа, распластанного под ярким светом лаборатории. Причем лаборант и исследуемый - одно и то же лицо. Ну и небольшая детективная интрига, которая развязывается уж очень мерзким образом, но в мире этой книги иначе быть и не может.
"Петровы в гриппе и вокруг него", Алексей Сальников - все про него уже сказали, и я тоже скажу. Великолепная простота. Русский писатель так закормил читателей и критиков рефлексиями, мыслями о судьбах Родины и эпическими раззудись-плечо-размахнись-рука, что все с восторгом выдохнули, когда появился этот текст - простой, хороший, живой и странный, с мифологией поверх утренника в детском саду, с уютным семейным кровавым безумием между стиркой колготок и
чисткой картофеля. Появился просто вовремя, за что его и любим.
"F20", Анна Козлова - смешная и дикая книга о сестрах-подростках, которым поставили диагноз "расстройство шизофренического типа". Очень быстро понимаешь, что в этой истории, где есть депрессивно-отвлеченная мама, тоталитарная бабушка, папа-бизнесмен в поисках простого счастья, безумный мамин возлюбленный, бабушки-алкоголички и бабушки с подавленной сексуальностью и проч. - главные героини как раз остаются единственными нормальными людьми.
"Женщины Лазаря", Марина Степнова - любовь, показанная через нелюбовь в роскошных декорациях дореволюционной семьи священника и советской мощной и опасной науки, на фоне жизни в глухой и холодной северной эвакуации, затем в среде номенклатурного всесилия, балета и бизнеса. Щедрый автор наполнил книгу какими-то очень крупными характерами, абсолютно автономными и вступающими в разные комбинации, в которых мы и видим уже что-то простое, знакомое, свое.
"Вот я" Джонатан Сафран Фоер - пособие по затянувшемуся разводу, потере любимых животных, изобретательной мастурбации и еврейскому чувству вины. Попытка понять, что такое быть семьей, быть мужчиной, быть женщиной в мире, где все эти слова стали сложными триггерами. Плюс потрясающие диалоги.